DMOZ: принципы работы каталога.

  • Дата:21.06.2012
  • Автор:Иван Кирсанов
DMOZ – многие из вас наверняка уже слышали эту аббревиатуру. Но что же это такое? Давайте разберемся вместе.

DMOZ (известен также как Open Directory Project, сокращенно ODP – Открытый Каталог) – многоязычный свободный каталог сайтов в Интернете, поддерживаемый сообществом добровольных редакторов. Он является одним из самых давних и авторитетных каталогов мира. Модерируется вручную, принадлежит компании AOL.

Очень часто DMOZ называют каталогом каталогов. В нем сочетаются как собственные руководящие принципы, так и иерархическая структура. Отбор сайтов производят редакторы-добровольцы со всего мира, которые имеют определенные знания в своей предметной области. Каталог открыт для всех ресурсов, и каждый желающий может помочь развитию проекта, стать его сотрудником.

Изначально перед DMOZ стояла задача предоставить пользователю интересную и познавательную информацию. Для этого в каталог заносились только наиболее качественные ресурсы из сети Интернет. При этом ни один сайт не получал гарантий на размещение в каталоге DMOZ. Редакторы добавляют только удовлетворяющие условиям отбора площадки.

Часто каталог DMOZ критикуют за медлительность при рассмотрении новых заявок на добавление сайтов. Однако это можно объяснить тем, что редакторы работают на добровольной основе и с огромным потоком предложений они не в состоянии справиться быстро.


История


Каталог был создан программистами корпорации Sun Microsystems – Ричардом Скрентой и Бобом Труелом. Желая систематизировать информацию в сети Интернет, 5 июня 1998 года они открыли проект под названием GnuHoo, но в том же месяце он был переименован в NewHoo. Их идея была встречена с большим оптимизмом, а со временем получила еще более широкое развитие.

К середине июня 1998 года каталог имел уже около 200 редакторов и содержал описания 27 000 сайтов в 2 000 категорий. 2 июля того же года в редактировании NewHoo принимало участие 400 редакторов, а к десятому числу их количество перешагнуло за 1200.

*За сутки они успевали обрабатывать 99% поданных заявок.

С ростом каталога им заинтересовалась корпорация Netscape. В октябре 1998 года он был куплен за $40 млн. К этому времени каталог уже имел 4 500 редакторов, описавших 100 000 сайтов в 2 500 разделах. И тем не менее он ещё не был достаточно широко известен.

Позже каталог получил новое доменное имя directory.mozilla.org и новое название – Open Directory Project, а спустя некоторое время был переименован просто в DMOZ.

В 1999 г. корпорация Netscape Communications перешла в собственность корпорации AOL. По сегодняшний день каталог находится под её управлением.

В 2004 г. DMOZ начал использовать кодировку UTF-8.

В 2006 г. произошёл крупнейший за всю историю каталога сбой на сервере. В результате редакторы на протяжении 2 месяцев не могли зайти в свои аккаунты.

В конце 2007 г. на ежегодном конкурсе «End of Year 2007 Mozzie Awards» русскоязычный раздел каталога был признан лучшим языковым разделом ODP, а русскоязычные редакторы стали победителями множества различных номинаций.

По состоянию на февраль 2008 г. в DMOZ было размещено более 4,5 млн сайтов. За всё время существования проекта DMOZ в его работе приняло участие около 78 тысяч редакторов.

В 2011 г. один только раздел World/Russian содержал более 10 000 подразделов и более 80 000 площадок.

В настоящее время русскоязычный раздел каталога DMOZ включает более 81 000 сайтов и является одним из самых крупных и быстроразвивающихся языковых разделов.


DMOZ и SEO

Неоспоримым достоинством каталога является то, что все его содержимое – только уникальные и качественные сайты, отобранные вручную. Несмотря на бурное развитие поисковых систем, каталог не утратил своей актуальности и значимости. Его постоянно обновляемой базой данных пользуются не просто крупные сайты, но и сам Google.

Многих оптимизаторов интересует размещение их сайтов в DMOZ.
Причины этого в следующем:

- Наличие сайта в каталоге характеризует его как проект с хорошей репутацией, ведь попасть в DMOZ довольно непросто.
- Наличие обратной ссылки из каталога DMOZ повышает степень доверия Google и Яндекса к сайту. В связи с этим указанные поисковые системы редко применяют фильтры к включенным в каталог площадкам.
- Повышение показателей сайта.
- Базы каталога используют многие авторитетные ресурсы, в том числе и Google. Нахождение в каталоге может дать сайту много ссылок с родственных ресурсов.
- Присутствие сайта в каталоге повышает стоимость ссылок с него и позволяет повысить посещаемость (в определенной степени).

Кроме того, добавление сайта в каталог DMOZ – это возможность увеличить его параметры и привлечь дополнительный трафик. Как и наличие в каталоге Яндекса, наличие площадки в каталоге DMOZ приветствуется крупными биржами ссылок, такими как Sape или Miralinks, что позволяет увеличить стоимость размещения рекламы.


Как попасть в каталог DMOZ?


Сначала нужно найти подходящую категорию. В этом могут помочь примеры других сайтов. Поищите знакомые сайты в каталоге, проанализируйте, почему и где они размещаются.

Дальше нужно подать заявку. Маленькая хитрость: попасть в DMOZ можно быстрее, если напрямую обратиться к модератору выбранной рубрики (категории). Метод не 100%-й, но добавляет шансов на успех:), чем нельзя пренебрегать.


Как подавать заявку?

После выбора раздела справа вверху выбираем «предложить URL»:

Вот стандартная форма заявки на добавление в каталог:

Как уже говорилось выше, каталог редактируется вручную, сайты добавляют люди, а потому не стоит пытаться обмануть редакторов, добавляя сайт не в ту категорию. Такой сайт не будет добавлен в каталог, а вы – только потеряете время. Правильно подбирайте заголовок, ведь именно он будет отображаться в каталоге, а значит, должен нести хорошую смысловую нагрузку. Не составляйте заголовок исключительно из ключей – редакторы не пропустят его. Но красивый заголовок, отражающий суть вашего ресурса, содержащий при этом основной ключ вашей главной страницы, редакторы могут оценить положительно. Не оставляйте без внимания рекомендации, размещенные под полем ввода заголовка.

Внимательно отнеситесь к описанию вашего сайта. Это та информация, которая создаст у редактора первое впечатление о вашем ресурсе. Информативное, правильное, полное описание сайта поможет редактору максимально быстро оценить его и добавить в каталог.

Не оставляйте пустым необязательное для заполнения поле «Ваш e-mail адрес» – в случае добавления сайта в каталог именно на эту почту придет уведомление.

Вводим проверочный код и жмем «Отправить».

Теперь остается только ждать. Сайт может появиться в каталоге через два дня (минимальный срок добавления), а может не появляться месяцами. Если вы уверены в своем сайте, можете обратить на него внимание редактора выбранного раздела, отправив письмо на e-mail сразу после подачи заявки.

В случае отсутствия ответа или же, если спустя месяц вы все еще не обнаружили свой сайт в DMOZ, может помочь обращение к редактору более высокого раздела.


Какие сайты не смогут попасть в DMOZ?

В каталог добавляют только качественные и надежные площадки.
Сюда никак не попадут следующие сайты:
- Противозаконные сайты. Например, созданные с целью обмана посетителей, либо сайты, призывающие к насилию.
- Ресурсы, полностью («зеркала») или выборочно копирующие контент с других сайтов. Другими словами, информация на этих сайтах не уникальна и уже имеется на других web-площадках.
- Сайты с большим количеством рекламы, мешающей нормально воспринимать содержимое страниц (pop-up – всплывающее окно посередине экрана).
- Аффилиаты. Сайты, цель которых – размещение контента, полученного путем регистрации в партнерских программах.
- Сателлиты. Сайты, которые используются для повышения рейтинга основного сайта. Бывают и исключения, когда сателлит уникален и содержит полезную информацию.
- Незавершенные сайты или ресурсы, работающие с ошибками или же очень медленно.
- Сайты, авторы которых предпочли остаться анонимными и решили не указывать информацию о себе или о своей компании.
- Сайты сетевого маркетинга (сервисы почтовых рассылок, MLM, пирамиды).
- Редиректы или ресурсы, которые перенаправляют посетителей на другие площадки.


Писать редактору или стать редактором самому?

Практически каждый желающий может стать редактором каталога DMOZ. Для этого нужно обладать знаниями в сфере выбранного раздела для редактирования. Подать заявку можно там же, в правом углу верхнего меню:

Обязательно перед подачей заявки ознакомьтесь со всеми требованиями и правилами. Работа редактором DMOZ – серьезная и ответственная:

Прочитав все правила и руководства, нажмите кнопку «Продолжить». Перед вами появится анкета для заполнения. Заполняйте честно все поля – это повысит шансы на положительный результат рассмотрения вашей заявки. И если вы стали редактором каталога ради того, чтобы ускорить добавление своего сайта, то могу вас огорчить – любые махинации и действия с каталогом в своих личных целях запрещены и наказуемы.

Очень мало людей для поиска информации используют DMOZ так, как, допустим, Яндекс или Гугл. Поэтому сам по себе каталог является относительно слабым увеличителем трафа. Однако преимущества каталога в обязательном порядке используют крупные веб-сайты, такие как Google. Другими словами, каталог Гугла – не что иное, как загруженный DMOZ’овский каталог. За всю историю своего существования имя «DMOZ» стало синонимом качества благодаря жесткому отбору, на что поисковые системы нередко обращают внимание. Можно даже предположить, что именно этот факт является решающим аргументом в пользу занесения web-сайтов в DMOZ.