Продвижение бизнеса в Foursquare: кому это выгодно?

  • Дата:05.12.2012
  • Автор:Татьяна Гаврилина

Foursquare — это нашумевшее за последние пару лет геолокационное приложение. Сначала на Западе, а сегодня и у нас Foursquare продолжает победное шествие и находит все больше и больше своих поклонников. Но почему? В чем преимущества этого сервиса перед, допустим, другими мобильными приложениями или известными социалками?

Основная идея Foursquare в том, чтобы предоставлять пользователям возможность делиться информацией о самых качественных и популярных общественных местах. Такая себе рекомендация с упоминанием бренда и указанием его точного адреса. Так, находясь в любом кафе, ресторане, театре или еще где-то, пользователь может отметиться здесь с помощью Foursquare, оставить отзыв о заведении и тем самым сообщить друзьям о своем местоположении. Возможно, ваш друг или подруга обедают где-то рядом, и вы сможете перекусить вместе?

Впрочем, Foursquare давно уже не считается сугубо геолокационным приложением. Сегодня этот сервис обладает всеми возможностями поисковой системы. Принцип продвижения здесь далеко не тот, по которому продвигаются сайты в Google или Яндексе. Здесь все решают chek-in — гео-метки, сигналы от реальных пользователей, которые побывали в том или ином заведении. И чем больше этих «чекинов», тем лучше для заведения.

Для Рунета Foursquare — нечто новое и до конца не изученное. До сих пор продолжаются бои за то, чтобы раскусить эту сеть, а самое главное — извлечь из нее пользу. В отличие от других социальных сетей, например Facebook, Foursquare гораздо теснее. В друзья здесь добавляются преимущественно люди, которых вы знаете лично. Следовательно, их пометки, подсказки и другие действия будут иметь для вас высокую значимость. Согласитесь, тяжело не поверить университетскому товарищу или партнеру по бизнесу, что ресторанчик на набережной не радует вкусной едой. В основе взаимоотношений на Foursquare — доверие.

Личный аккаунт VS корпоративный Персональному аккаунту куда проще отыскать причины, почему присутствовать на Foursquare жизненно важно: зачекинился, тем самым показал где ты, а заодно увидел, кто еще зачекинился тут же. В итоге — новые знакомства, укрепление имиджа (если чекин совершен в шикарном ресторане в центре города), рост личной популярности и утешение самолюбия.

Но, как быть с бизнесом, цели которого гораздо масштабнее и обоснованнее персональных устремлений? Зачем вашему бизнесу Foursquare? Если вы — владелец кафе/ресторана/магазина, можно предположить, что без Foursquare вам не обойтись. С его помощью у вас будет возможность информировать ваших постоянных клиентов об акциях, скидках, экзотических блюдах и других интересностях.

Не забывайте: Foursquare — это своего рода сарафанное радио. Кому-то понравилось ваше обслуживание, и он сообщил об этом своим друзьям, которые с целью убедиться в рекомендациях товарищах решили перекусить разок-другой в вашем кафе. Что мы видим? Прямая положительная рекомендация ведет к необратимому росту числа посетителей. Впрочем, все может произойти и с точностью до наоборот: ваша кухня не приглянулась вредному посетителю и он оставил нехороший комментарий на Foursquare. Ваша задача — нейтрализовать плохие отзывы путем спецпредложений, вкусных акций, других заманух, которые дадут вам шанс исправить ситуацию и склонить чашу весов на вашу сторону.

Методы разные. Можно сообщать о том, что все посетители, которые зачекинятся у вас одновременно с тремя своими друзьями, получат хит-продаж (пирожное, мороженое, салат, пиво…) со скидкой 50%, или того лучше — первые 10 зачекинившихся человек полакомятся вкуснятиной бесплатно! Рекомендуется предлагать самый дешевый по себестоимости продукт, который, однако, повлечет за собой последующие заказы: предлагаете печенье — посетитель закажет чай или кофе, даете орешки — люди возьмут к ним пиво и т.д. Главное — закинуть удочку, быть открытым, работать во благо клиентов, что позже пойдет на пользу вашему бизнесу. Что интересно, посетители, которые пришли к вам из-за акции или скидок, в итоге сделают вам неплохую выручку. Все дело в лояльности, которую вы заблаговременно простимулировали.

Желательно периодически напоминать о себе. Допустим, компания PepsiCo создала специальное приложение для айфонов, благодаря которому можно рассылать сообщения-напоминалки пользователям, которые находятся рядом с точкой продажи напитка этого производителя.

Разумеется, если речь идет о заведениях общественного питания или о сфере торговли, преимущества Foursquare просматриваются гораздо четче, чем если бы мы пытались отыскать плюсы Foursquare для сферы IT. Какой толк от Foursquare для айтишников? Что им с этого? И вообще, обязательно ли каждому бизнесу присутствовать на картах, или регистрация на Foursquare — это обычная дань американской моде? Мы решили уточнить эти и некоторые другие моменты у экспертов.

Вопросы:
1. Какой бизнес просто создан для продвижения в Foursquare?

2. Насколько широко представлена в Foursquare IT-отрасль? Эффективно ли вообще продвигать IT-проекты в Foursquare? Кто из отечественных IT-компаний продвигается здесь, и каковы их успехи в этом деле?

3. С помощью чего можно заслужить лояльное к себе отношение со стороны пользователей Foursquare? Какие рекламные кампании в отечественном Foursquare Вы считаете наиболее яркими и в то же время — эффективными?

4. Каким Вы видите это приложение в будущем: представляет ли собой Foursquare серьезную площадку для продвижения бизнеса?

Ответы:

Максон Пуговский Консультант по цифровому маркетингу, IT-предприниматель.

1 и 2. В Foursquare возможно продвижение «локальных бизнесов» — тех, что привязаны к определенной локации. Для клиентов таких бизнесов одним из ключевых факторов выбора является место расположения. Поэтому в Foursquare теоретически имеет смысл продвигаться ресторанам, кинотеатрам, магазинам, которые через данный канал могут рассказать пользователям Foursquare, почему зайти надо именно к ним, а не в соседнее заведение. ИТ-компаниям бессмысленно продвигаться через Foursquare.

3. Владельцы бизнеса, например, могут следить за комментариями на 4sq и устранять проблемы, о которых сообщают пользователи. Можно получить доступ у к управлению своей «точкой» на Foursquare и создавать «специальные предложения» — выдавать офлайн-поощрения за онлайн-действия. Награда должна быть достаточно значимой, чтобы повлиять на поведение потенциального клиента, но одновременно — малопривлекательной для нецелевых любителей халявы.
Для Украины 4sq пока только имиджевый канал — возможность «подмигнуть» инноваторам, мол, мы в теме. По данным Fourua.com, 61 тысяча пользователей 4sq указали в профайлах, что они из Украины. То есть, это очень слабый канал в Украине, он вряд ли поможет увеличить поток клиентов. Одно из самых намоленных украинских мест в 4sq — киевские кофейни Aroma. Но не потому, что они продвигаются в Foursquare, а потому что это классные места, куда ходят люди с доходами средний+, обладающие смартфонами.

Основную услугу нужно предоставлять качественно, и клиенты будут даже у тех компаний, которые без 4sq. Среди украинских компаний, помимо локальных спецпредложений, я помню, что Comfy и, кажется, ПУМБ что-то делали для продвижения своих розничных сетей на 4sq. Добились ли они хоть чего-то — большой вопрос, который надо им адресовать.

4. Перспективы Foursquare не только как маркетингового канала, но даже в целом — пока неясны. Сервис не решает насущных проблем, а предлагает людям самостоятельно найти причины, зачем же им чекиниться. Если пользователям надоест играть в Foursquare, а сервис к тому времени не предложит полезного сценария использования, благодаря которому будет понятно, для чего он нужен, то платформа зачахнет. От Foursquare есть прок при ориентировании в незнакомом городе. Вероятно, заведениям, которые покупают рекламу в картах и гидах для туристов, стоит попробовать создание спецпредложений в 4sq на английском языке.

Михаил КазаковSocial Media Director в Pichesky.

1.
Это сетевой бизнес либо любая деятельность, так или иначе связанная с покрытием значительной территории и проходящая в конкретных местах (что важно).

2. IT-сфера в Foursquare вообще не представлена.

3. Нужно быть интересным, актуальным и полезным. Создавайте места, ведите профиль корректно, делайте специальные предложения в местах и промоутируйте их через local updates.

4. На данный момент Foursquare достаточно развит как социальный сервис. В дальнейшем он будет развиваться в сторону контекстного предложения мест и спешлов в зависимости от поведения и истории посещений (по аналогии с interests graph в Facebook), что уже частично реализовано в 5-й версии приложения.

Далее начнется работа с promoted updates, которые пока работают только для крупных американских компаний, но скоро будут доступны по всему миру.

Станислав МатюшенкоРуководитель проекта I-marketing.kiev.ua.

1. В первую очередь, для продвижения в Foursquare отлично подходят так называемые «местные бизнесы» — рестораны, кафе, гостиницы, пабы, салоны красоты, СТО и т.п. С помощью этого сервиса они могут как работать над качеством своего сервиса, изучая комментарии, удерживать посетителей, делать их лояльными, предлагая какие-то фишки, бонусы при достижении определенных статусов, так и работать на повышение среднего чека с помощью подсказок (например, при заказе 2 порций пива — сухарики в подарок) или рекомендовать попробовать просто сумасшедше-вкусный чизкейк.

2. Многие IT-компании понимают, что Foursquare — это вотчина так называемого FMCG-сектора, и практически не активничают тут. Максимум, что мне встречалось на Украине, это случаи, когда компании заводят свои аккаунты в Foursquare, и сотрудники чекинятся по приходе на работу. Когда-никогда в профиле встретится одна-две подсказки.

3. Прежде всего, надо оперативно реагировать на все негативные комментарии, которые пользователи могут оставлять при чекинах, и исправлять недостатки в работе заведения. Можно бонусировать постоянных посетителей, вести с ними постоянный диалог, а не просто завести аккаунт и пустить все на самотек. Foursquare еще слишком новый, незнакомый и редко используемый сервис (в масштабах Украины, а не определенной, очень узкой группы пользователей), поэтому масштабных рекламных кампаний я не припомню. Чаще всего заведения самостоятельно что-то придумывают и реализовывают в рамках своих возможностей.

4. Как я уже сказал, еще мало пользователей и заведений используют этот сервис, так что о кардинальном влиянии на бизнес пока рано говорить. Но определенные шаги по улучшению сервиса Foursquare, безусловно, помогает делать владельцам заведений, что, в свою очередь, не может не сказаться на бизнесе в целом. Ну и повышение среднего чека также позитивно влияет на развитие бизнеса.

Русфет КадыровИнтернет-маркетолог, SEO-специалист в Kport web studio, автор блога.

1. Заведения общепита — кафе и рестораны — созданы для Foursquare. При помощи контроля своих точек и поощрения пользователей можно получить эффективную рекламу.

2. IT-отрасль широко использует Foursquare во время различных мероприятий, вроде конференций и семинаров. В большинстве своем Foursquare пользуются гики и айтишники. Насчет эффективности. Если вести IT-проект, вроде IT-кафе какого-нибудь, то использовать возможности Foursquare эффективно (это возвращаясь к первому пункту).

3.
Лояльное отношение можно заслужить при помощи различных плюшек для пользователей Foursquare, вроде пива за чекин или скидок для мэра. Примеров в отечественном бизнесе я не знаю, так как сам не так часто, как хотелось бы, пользуюсь Foursquare.

4. В будущем, когда многие пользователи будут иметь хороший мобильный интернет, Foursquare в Украине наберет популярность. Но, мне кажется, он так и останется нишевым продуктом не для всех, как сейчас Твиттер в Украине.


Как видим, мнения экспертов во многом очень схожи. Все как один склоняются к тому, что Foursquare выгоден ресторанам, кафе, кинотеатрам, то есть — местному бизнесу. Однако четкого понимания, чем же эта соц. сеть может быть полезна другим бизнесам, пока нет. Остается делать ставки, экспериментировать и ждать — а вдруг Foursquare предложит нечто такое, что позволит любой компании в разы увеличить армию своих клиентов и тем самым постоянно наращивать прибыль. Все может быть...

Большое спасибо экспертам за проявленный интерес к нашей теме. Теперь Foursquare не кажется таким уж страшным зверем .